"Осенней позднею порою…"
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
Другие редакции и варианты
7 Безгласны, тихи — без движенья
8 Белеют в этой полумгле
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2;
Изд. 1868. С. 179 и след. изд.
9 [И сходят сумрачные тени]
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.
9 И на широкие ступени
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;
Изд. 1868. С. 179 и след. изд.
10 [Октябрьских ранних вечеров]
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.
13 И в тайне сумрака немого
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;
Изд. 1868. С. 179 и след. изд.
13 И сад желтеет как дуброва
РБ. 1859. Кн. 13. С. 3.
14 Лишь слабо светит под звездой
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;
Изд. 1868. С. 179 и след. изд.
15 Как память дальнего былого
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;
Изд. 1868. С. 179; Изд. СПб., 1886. С. 223.
16 Пустынный купол золотой
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2 об.;
Изд. 1868. С. 179 и след. изд.
КОММЕНТАРИИ:
Автографы (2) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 2–2 об. и РГБ. Ф. 308. К. 1. Ед. хр. 5. Л. 1–1 об.
Первая публикация — РБ. 1859. Кн. 13. С. 2–3. Вошло в Изд. 1868. С. 179; Изд. СПб., 1886. С. 223; Изд. 1900. С. 230.
Печатается по автографу РГБ.
В автографе РГАЛИ 9-я и 10-я строки исправлены. В первом чтении: «И сходят сумрачные тени / Октябрьских ранних вечеров», во втором: «И на широкие ступени / Екатерининских дворцов». Новый вариант вносится непосредственно по ходу записи стихотворения. Развивая зрительное впечатление, поэт вводит в текст конкретные приметы царскосельского сада. Внизу помета рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «22 октября 1858».
Автограф РГБ беловой. Вверху справа помета Эрн. Ф. Тютчевой: «Царское Село, 22-ое октября 1858». Текст представлен в другой редакции. Переработаны заключительные 7-я и 8-я строки первой строфы: «В какой-то неге онеменья / Коснеют в этой полумгле» (в автографе РГАЛИ: «Безгласны, тихи — без движенья / Белеют в этой полумгле»). Статичная картина становится эмоционально-выразительной. Серьезным изменениям подверглась вторая строфа стихотворения. В 9-й строке поэт использует другое определение: «И на порфирные ступени» (в автографе РГАЛИ: «И на широкие ступени»). В новом чтении фиксируется не величина дворцовых ступеней, а цвет, в который их окрасило заходящее солнце. Этот цвет выступает как характерный признак царской власти («порфира» — пурпурная мантия монарха). В автографах представлены разночтения 13-16-й строк: РГАЛИ — «И в тайне сумрака немого / Лишь слабо светит под звездой — / Как память дальнего былого, / Пустынный купол золотой», РГБ — «И сад темнеет как дуброва, / И при звездах из тьмы ночной, / Как отблеск славного былого, / Выходит купол золотой». В этих заключительных строках в обеих редакциях внимание обращено на светящийся в темноте купол, однако в первом варианте его слабое сияние лишь напоминает о прошлом, во втором — он величественный свидетель былого уважения и заслуг.
В РБ текст напечатан в соответствии с автографом РГБ, с разночтением 13-й строки: «И сад желтеет как дуброва» (в автографе: «И сад темнеет как дуброва»). Скорее всего, это просто ошибка. По автографу РГАЛИ публикуется в Изд. 1868, Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900. В Изд. СПб., 1886 текст озаглавлен: «Царское Село», в Изд. 1900 15-я строка дана в варианте автографа РГБ: «Как отблеск славного былого».
Датируется 22 октября 1858 г. по пометам Эрн. Ф. Тютчевой.
Стихотворение было отмечено Л. Н. Толстым буквой «К.» (Красота) (ТЕ. С. 147) (А. Ш.).